On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
bux [NL]
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.06 19:40. Заголовок: Какая интересная ИМХО ересь(?).....


Вот копнул сегодня в сторону болот в рунете, спешу поделиться.

Призрак болотного зверя
или
Забытая тайна одного череповецкого болота.

Загадка лекаря Грязнова,1879 год.

Зверь появился давно.Hепонятно:болота ли породили "томный дух"
или сам дух породил для себя эти болота.Сие уже никто знать не сможет.
... В забытом веке по южной дороге от Белоозера стали пропадать
купеческие люди.По одному,по двое,а то и целыми обозами выезжали они
из северного города и не возвращались назад.Грешили на людей лихих,на
зверя болотного или лесного.Только зря грешили.Однажды с оружием про-
чесали окрестности и нашли на берегу большого болота брошенную теле-
гу.Hи лошадей,ни всадника рядом не было,а телега та осталась с неразг-
рабленным добром,просто брошена.Следы же живых ушли в топь.Hа этом и
дело кончить,да нажива заставила северных купцов иногда ходить по ли-
хоманью,и много страшных сказок о Большом Драконе сложили в Белоозе-
ре...
А два века спустя вернулся один.Десять лет не давал о себе
знать,придя же,рассказал столько небылиц,что надолго прослыл бы чуда-
ком из чудаков.Hо он привел неверующих к краю огромного болота,где по
всему берегу валялись останки телег и возов.Ужас обуял его попутчи-
ков,и в панике они бежали оттуда.
Болото то,по моим расчетам,в сорока километрах к северу от Чере-
повца.Я попробовал взять анализы торфа с этого странного места - два
дня болела голова,жить не хотелось.Послал в Петербург образцы торфа
тамошнего,так в столице переполошил своих.Кроме растительных остатков
в образцах были следы более высокоразвитой жизни.Писали,что редкое бо-
лото мое,нет таких боле.
И соседи - хозяева здешние мои - поучают,чтобы не ходил я на ту
забытую дорогу,не искал бы себе погибели.Странный народ,темный на-
род.Два года живу в этом захолустье,диссертация продвинулась лишь на
треть,а болеют они странно.Диаграммы такой не начертишь.Такого числа
полоумных,наверное,нигде больше не сыскать.Самоубийства же - это прос-
то городской кошмар.В прошлом году четверо повесились,а трое совсем
ушли,пропали.Лучшие парни пропали.И так испокон тут.Дохнет все чистое
или пропадает.
Один здешний учитель лет двадцать или тридцать назад опыты ка-
кие-то ставил,так его записки полиция похоронила.Да и меня полицейский
чиновник уже два раза предупреждал не захаживать на болота те,ересь
это...

Версия полоумного учителя,1850-е годы.

Он воет,этот дух.Стоит однажды попасть туда,чтобы он навсегда ос-
тался с тобой.Он всасывает мозг.Он думает и заставляет молчать.Мой
отец сошел с ума еще до моего рождения,но признался в этом только пе-
ред смертью.Признался,что двадцать лет прожил в родстве с этим боло-
том,которое отнимало его силу,его мысли,принуждало совершать нечто не-
вероятное.Отец гнал меня из города...
Я получил образование и вернулся.Отныне уже нельзя уехать.Эти бо-
лота найдут везде.Как можно бороться с такой махиной вонючего торфа ?
А как прекрасно это болото,когда находишь его впервые!И ягоды почти
нет,и птицы мало.Hе болото это вовсе.
А как слышно его в городе!Я уже знал троих,которые его слышат.Бо-
лоту тысячи лет.И в этом городе всегда будут жить люди,которые станут
ему служить.
Отказаться нельзя,отказаться поздно...

Диссертация Павла Грязнова,1880 год.

Из грамоты белозерского князя Михаила Андреевича:"Hе было пути
санному,не стопнику,а велел есми всем ездить старою дорогою пошлою ми-
мо их слободку на лес Череповси...".
Пустынное болото лежит между Шексною и Ягорбою,по обеим сторонам
реки Кономы,начинается у самого города Череповца и тянется к северу
верст на 30.Площадь его 80 квадратных верст.Среди болота располагаются
несколько озер,из которых главные - Ивачевское и Пустынное.Поверхность
самого болота состоит из упругого слоя,имеющего волнообразный вид,мес-
тами прорванного от напора более жидкого слоя,отчего и образуются так
называемые плави или окнища.Глубина болота достигает всего двух с по-
ловиной саженей (чуть более пяти метров),дно его плотное,глинистое...
"Поющие" болота к северу от города - это не только предание,но и
результат долголетних наблюдений многих людей...
Удивительно происхождение очень глубоких мест в сравнительно нег-
лубоких болотах с твердым глинистым дном.Мне случалось находить участ-
ки без дна...
("Опыт сравнительного изучения гигиенических условий крестьянско-
го быта и медико-топография Череповецкого уезда".Докторская диссерта-
ция лекаря Павла Грязнова,С-Петербург,1880 год).

Дневник провинциала,1905 год.

В Москве мне не поверили.Я двадцать лет расспрашивал округу об
этом явлении,однако никто так и не смог подтвердить версию петербург-
ского врача.Все лучшие люди действительно уезжают из Череповца или по-
гибают здесь.А процент самоубийств уже не выше общегосударственного,но
полоумных намного больше.Это не душевная - какая-то другая болезнь.Че-
ловек перестает ждать лучшего,становится молчаливым и,если не пьет
водку,начинает рассказывать невероятные истории.Будто бы слышит по ут-
рам,как где-то на севере вздыхает Озеро.И живет та вода чужой
жизнью.Она подчиняет себе людей,которые выполняют ее волю.
Озеро не может жить одно,в городе есть два-три человека,которые
его слушаются.Они связаны с ним некими узами.Если это сумасшедшие,их
уже бесполезно выспрашивать.А как выглядят те,которые только что поз-
накомились с Водой? Как распознать их?...
(Перфильев,мещанин,ул.Источницкая,9).

Комментарий местного уфолога,1990 год.

Комментарий местного уфолога,1990 год.

Три изложенных выше рассказа сводят все к одному:плохой воздух
череповецких болот оказывал такое огромное влияние на людей,что они
одухотворяли само это болото.Все три исследователя находили,что наибо-
лее умные спешили покинуть родной город или с их мозгом происходили
странные вещи.Они слышали по утрам протяжные звуки с Севера.
Во многом они правы: из Череповца вышел лишь один известный чело-
век - художник Верещагин,который,как мы знаем,покинул родной город
очень молодым человеком и не торопился в него вернуться.
Батюшков посещал свое череповецкое имение,уже будучи больным,при-
чем душевно.
Пять лет прожил в Череповце необыкновенный мальчик - будущий поэт
Игорь Северянин,и чуткая душа почувствовала здесь что-то нелад-
ное.Позднее он проклял наш мрачный город...

Дневник провинциала,1907 год.

Я болен.Моя мать рассказала о болезни моего дяди,он тоже был бо-
лен...По утрам шумит голова.Ужас в том,что шум не в самой голове,а вне
ее - шум идет с Севера.Я видел это болото. Оно мало чем отличается от
других,но я тут же его узнал.С тех пор ни разу не покидал города.Даже
мысль о переезде вызывает животный страх,я не боюсь умереть,только это
не смерть - это потеря самого себя.
Вначале все было хорошо,потом - навалилась усталость.Hе хотелось
писать,читать,думать.И сейчас,мне кажется,ОHО мешает писать эти стро-
ки.ОHО живое,потому что я - уже мертвый...
(Почерк мещанина Перфильева).

Газета "Молодой коммунар"(Тула),
от 28 октября 1992 года.
(по материалу: Алексей Виноградов,
ИМА - пресс).



----------

Еще рекомендовали найти:

Геpбеpт Уэллс "Игpок в кpокет" - пpо некое "Каиново болото" и "заpазную" шизофpению......

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 4 [только новые]


bux [NL]
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.06 21:17. Заголовок: Re:


Хы-хы:

Газета "Планета Диаспор"
Номер газеты: 7
Дата выхода: 28 февраля 2000г.
Название статьи: Русские крокодилы ждут своего часа
Автор:

Считается, что до XVII века крокодил на Руси был животным малоизвестным.
Сведения о нем поступали в основном от путешественников. Так, Василий
Гагара, посетивший Египет в 1635 году, подробно и в знакомых русскому
человеку образах описывает это экзотическое пресмыкающееся: "Зверь,
имянуем коркодил, а живет в реке в воде; а голова у него, что у сома, а
ноги аки у человека, и естество такоже, а хвост у того зверя аки у сома
плеск, а по видению тот зверь аки змия ехидна... аще же постижет
человека, то снедает до смерти. А рот у того зверя аки у лягуши, а кожа
на нем аки рыбья чешуя, а величиною коркодил сажени з две".

Между тем известно, что еще в IV-X веках новгородские словене
поклонялись загадочному богу-ящеру в образе "коркодила", который
"преобразуется во образ лютого зверя коркодила и залегаша в той реце
Волхове водный путь. И непоклоняющихся ему овых пожираше, овых изверзая
потопляше". Образ речного ящера многократно встречается среди памятников
культуры и археологии Новгородско-Псковских земель. Академик Б.А.
Рыбаков посвятил водяному богу-ящеру целую главу в своей книге
"Язычество Древней Руси", где, в частности, приводит фрагмент Псковской
летописи, в котором сообщается о нападении "коркодилов" на людей: "В
лето 7090 (1582)... Того же лета изыдоша коркодил лютии звери из реки и
путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиши Бога по
всеи земли. И паки спряташася, а иных избиша".

Несколько лет назад была высказана версия о том, что крокодилы,
терроризировавшие в 1582 году население Псковщины, были настоящими
крокодилами, которых везли какие-то купцы. По дороге крокодилы по
неясным причинам "утекли" и, поселившись в реке, до наступления холодов
нападали на людей. Однако, как считает Б.А. Рыбаков, "речь идет о...
реальном нашествии речных ящеров", и факт существования "русского
крокодила" не вызывает сомнений. По мнению ученого, "современная
зоология плохо помогает нам в поиске прообраза ящера".

"Следами" обитания "русских крокодилов" остаются топонимы многих озер и
рек Северо-Запада: река Ящера, озеро Ящино, населенные пункты Ящера,
Малая Ящера и др., в окрестностях Москвы можно указать на
Спас-Крокодильный монастырь близ Клина (ныне село Спас-Крокодино).

В последнее время интерес к "русскому крокодилу" начал пробуждаться.
Есть все основания полагать, что "ящеры" благополучно дожили до наших
дней, ведя ночной образ жизни и избегая человека, тем более, что условия
для их обитания сохранились - это бескрайние непроходимые болота на
границе Псковской и Новгородской областей. Их площадь составляет более
200 тысяч гектаров. Что творится в сердце болотной страны - неизвестно:
доступа туда нет, и до сих пор этот район Европейской России остается
малоисследованным. Среди мхов, скрывающих бездонные трясины, поднимаются
небольшие лесистые островки, блестят черные торфяные озера, заросшие
камышом, пушицей и рдестом. Где-то в глубине болот, на берегу озера
возвышаются мрачные руины древнего Рдейского монастыря. Когда и кем он
был основан, неизвестно, как неизвестно и то, для чего основатели
монастыря выбрали такое гиблое и малопригодное для жизни место. На
окраинах болот, кишащих гадюками, местное население собирает осенью
клюкву. И здесь, на границе болот и леса, иногда происходят встречи с
загадочным...

Я давно знаю бежаницкого жителя Льва Гавриловича Соколова. Большой
знаток здешних мест, он во время своих походов в глубь болот
неоднократно, по его словам, встречал отпечатки странных следов, похожих
на птичьи, но пятипалых. Видел Соколов и то, как один раз стая уток,
мирно искавшая в камышах корм, вдруг с шумом взмыла вверх, но одна утка
забилась в зубах черной блестящей "рыбины" и быстро ушла под воду. А
однажды на закате, сидя у костра на островке, он отчетливо увидел черное
извивающееся тело, быстро пересекающее гладь вечернего озера... О следах
на болоте и встречах с "ящером" рассказывают и другие старожилы здешних
мест. Только становится их все меньше и меньше - новгородские и
псковские деревни пустеют, а особенно быстро как раз те, что стоят близ
болот, в удаленных и труднодоступных местах, куда и автолавка не во
всякое лето добирается.

Так что ничего удивительного в возможном существовании отечественных
"коркодилов" нет. Зима им не страшна - как и все гады, они скорее всего
зимой впадают в спячку.

Зато главные условия для жизни - защищенный ареал обитания, наличие пищи
и отсутствие естественных врагов - налицо. А раз так, то в один
прекрасный день псковские ящеры вдруг снова выползут на свет Божий:
"изыдоша коркодили лютии звери из реки..."


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Zooh
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.06 22:22. Заголовок: Re:


Жжешь, bux! :) Вот еще до кучи история про болотных призраков:

http://www.x-libri.ru/elib/smi__502/00000001.htm


 цитата:

Говорят, что заброшенный дом умирает. Это не так. В покинутых жилищах начинается другая жизнь, и иные жильцы бродят в сумраке пустых комнат и коридоров, И тот, кому довелось стать случайным свидетелем существования этой жизни, не может без страха и содрогания вспоминать об увиденном.
Тихвинский район Ленинградской области слывет медвежьим углом. Места здесь глухие и малонаселенные, что делает их привлекательными для охотников и рыболовов. Осенью прошлого года сюда приехал поохотиться ведущий инженер завода "Электросила" Яков Айземан. Остановился он у своего знакомого в деревне Воложба.
Утром Айземан ушел в лес и заблудился. Это его не испугало, но немало огорчило, поскольку инженер считал себя изрядным следопытом и хорошим знатоком тихвинских лесов. Весь день он бродил по совершенно незнакомым местам, а ближе к вечеру вышел на едва приметную лесную дорогу. ''Куда-нибудь да приведет", - решил Айземан и двинулся по ней. Дорога вывела его к заброшенному хутору на краю большого болота.
Судя по всему, хутор был покинут довольно давно. Айземан поднялся на крыльцо и толкнул входную дверь избы. Она со скрипом отворилась. Внутри дома ничего примечательного не было, кроме следов чьей-то давней ночевки: нескольких пустых консервных банок, бутылки из-под водки и охапки дров, брошенной возле лежанки.
Быстро темнело. С болота клочьями наползал белесый туман и тянуло промозглой сыростью. "Переночую в доме, а утром выясню, куда меня черт занес", - решил Айземан и начал устраиваться на ночлег. Глубокой ночью он внезапно проснулся, почувствовав сквозь сон. как кто-то шаркающей походкой прошел рядом с ним. В первые мгновения инженер лежал неподвижно, но затем испуганно приподнялся на своем ложе. В кромешной тьме ничего не было видно, но Айземан чутко уловил в избе чье-то присутствие и с ужасом понял, что тот, кого скрывает мрак, смертельно опасен. Он торопливо щелкнул зажигалкой. Колеблющийся язычок пламени выхватил из темноты угол лежанки и стоящую в нескольких шагах от него сутулую фигуру старухи.
Айземан от неожиданности вскрикнул. Старуха медленно, словно незрячая, подалась в его сторону, растопырив обе руки. По избе потек сладковатый запах разложения, и Айземан ясно увидел, что к нему приближается... труп! В отчаянии он швырнул в покойницу зажигалкой "Нева", еще советского производства, здоровенной и увесистой, будто кресало. Она тяжело ударила старую в гнилой лоб и, отскочив, мгновенно потухла. В темноте раздался вопль. Айземан бросился в сени. Страх придал ему силы, и он, одним рывком вырвав из закрытой входной двери крюк вместе с пробоем, выскочил на крыльцо.
Остаток ночи он бежал по каким-то зыбким кочкам, то и дело проваливаясь в торфяную жижу. На рассвете почувствовал под ногами твердую почву и обессиленно рухнул. Отдышавшись, осмотрелся и понял, что находится недалеко от Воложбы. Когда Айземан появился в деревне, то вызвал переполох среди местных жителей - настолько диким был его внешний вид. Однако все, что он рассказал, ничуть не удивило деревенских, поскольку о хуторе на болоте уже давно шла нехорошая молва. До войны там жила одинокая старуха по прозвищу Корениха. Сколько ей лет и чем она занимается - толком не знал никто. Поговаривали, правда, что старуха - ведьма и хранит в своем доме старинную книгу по колдовству. Однажды даже видели, как Корениха бродила по деревенскому погосту, соскабливая мох с крестов на заброшенных могилах и собирая в кошелку кладбищенскую траву - мокрый вьюнец. Старуху боялись и обходили ее хутор стороной.
В 1941 году во время боев на Тихвинском направлении в район деревни Воложба вышла немецкая пехотная часть. Хутор, где окопались наши передовые посты, немцы обстреляли огнем артиллерии. Осколок снаряда насмерть сразил Корениху. "Вот фашисты проклятые, угробили бабку", - вздохнули бойцы после огневого налета и похоронили убитую тут же, в одной из воронок. С 50-х годов охотники, ягодники и грибники стали рассказывать о заброшенном хуторе страшные вещи. Одни слышали в разрушающемся доме чьи-то шаги и стоны, другие замечали в его окнах сутулую седую старуху. В Воложбе отыскался атеист-комсомолец Гриша Волобуев, решивший развеять все суеверные страхи, для чего и отправился на хутор. Через пару дней на Воложбинском болоте наткнулись на волобуевскую кепку и кирзовый сапог - все, что осталось от атеиста. То, что Гриша угодил в трясину и утонул, ни у кого не вызывало сомнений. Однако причина, загнавшая его на болото, так и осталась невыясненной. Со временем хутор и дорога к нему заросли лесом и травой. Местные туда не ходили, и отыскать дом старухи можно было лишь с проводником либо случайно, как это произошло с инженером.
Айземан уехал из Воложбы в Питер, даже не вспомнив о брошенных на хуторе рюкзаке, патронташе и двустволке. По прибытии в город он обратился за разъяснениями к петербургскому исследователю аномальных явлений Андрону Фридману. Мнение знатока было таким:
- В северных областях России по старинному колдовскому обряду колдуну или ведьме нужно было найти себе преемника, чтобы перед смертью передать ему все свои запретные знания, обычно в виде рукописного свода. В противном случае их черные души не могли найти успокоения и были обречены на вечные муки. Внезапная смерть Коренихи нарушила этот обряд и стала причиной появлений призрака ведьмы.
Кроме того, Андрон Фридман выдвинул версию о том, что на хуторе, скорее всего, находится редчайший рукописный свод о колдовстве - русский вариант жуткого "Некрономикона", известный с XIII века. Исследователь намерен отправиться на его поиски, хотя подобное предприятие будет невероятно опасным. Ведь ведьма колдовскую книгу просто так не отдаст...



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
bux [NL]
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.06 23:54. Заголовок: Re:


Zooh пишет:

 цитата:
Жжешь


Ясное дело =)))

Я вышел по ключевым словам: болота твердое дно сначала на фразу:


Удивительно происхождение очень глубоких мест в сравнительно не глубоких болотах с твердым глинистым дном. Мне случалось находить участки без дна...


А прочитав не запостить не смог.




Про Якова Айземана - читал, только раньше текста про 1941 год - вроде не было. "Легенды" обрастают "подробностями".



 цитата:
на хуторе, скорее всего, находится редчайший рукописный свод о колдовстве - русский вариант жуткого "Некрономикона", известный с XIII века



Офигенно "логичный" вывод.....
Жесть как она есть LOL



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
bux [NL]
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.06 20:59. Заголовок: Re:


Любопытная статья.....

http://mycoweb.borda.ru/?1-2-0-00000053-000-20-0


"Рязанские ведомости" от 27.10.2006


Спутница змей

"Трудно сказать, почему так происходит, но по жизни змеи сопровождают меня всюду. А может, я сопутствую им. Кто знает? Но как бы то ни было, а куда бы ни пошла, всегда на них натыкаюсь. Каждое лето встречаю их до сотни, прямо наваждение какое-то. Окрестности нашего села этими тварями, конечно, славятся - змеиный край! Но все же другие сельчане встречают их не так часто, как я" - рассказывала о своих лесных странствиях жительница села Борисково Александра Андреевна Бабаева.
Узнал я об этой интересной путешественнице случайно. Во время летнего похода по Мещере мы с другом заглянули в упомянутое село, где я сфотографировал трех его жительниц. Фотография была напечатана в газете. Один мой знакомый узнал среди них свою бывшую сослуживицу. Когда мы встретились, развернул передо мной газету: "Ты даже не представляешь, кого сфотографировал". И ткнув пальцем в снимок, сказал: "Это спутница змей, личность в селе легендарная. Советую тебе обязательно с ней пообщаться, ее приключения просто удивительны..."
Не откладывая поездку, я отправился в Борисково в первый же выходной. Дом интересующего меня человека отыскал без труда. Как и сказывал мой знакомый, Бабаева на селе - персона известная.
Остановившись у ее крыльца и хлопнув дверцей машины, я, таким образом, обязал хозяйку выйти из дома. Встретила гостя она настороженно. Но одного взгляда ей было достаточно, чтобы узнать во мне путешественника, который летом фотографировал ее для газеты. И все же визит мой лесную жительницу озадачил.
- Что привело газетчика в нашу глухомань? - не замедлила поинтересоваться она.
- Хочу расспросить вас о хождениях в лес. Вы, сказывают, большая любительница странствовать.
- Это так. Но кто вас надоумил ко мне приехать? -удивилась хозяйка цели моего приезда. Я сказал. От растерянности она развела руками:
- Уж и не знаю, что рассказывать. Ничего особенного в моих хождениях нету. Мне прямо неудобно. Даже и не знаю, как быть...
И, немного потоптавшись на пороге, открыла дверь.
- Ну что ж, коль приехали, заходите в дом.
Сразу было видно, что тут живет человек лесной, увлеченный грибной и ягодной страстью. На полу на клеенке - горка клюквы, только что принесенной из леса, рядышком - ведерко грибов , ожидающих переработки. У печи трапезничал важного вида кот. С отменным аппетитом он хрумкал сушеные грибы , предложенные в консервной баночке.
- Любит их до страсти, - кивнула хозяйка на едока, - особенно уважает грибы , тронутые червями, но ест не абы какие, а подавай ему только белые, причем хорошо высушенные. Откуда такая страсть к грибам , ума не приложу. Съедает, сколько ни дай - чуры не знает.
И действительно, опорожнив банку, пушистый едок сначала покосился на висевшую у печи снизку с грибами , а затем уставился на хозяйку: не попотчует ли еще?
Лес Александра Андреевна полюбила с детства. Любовь эта перешла к ней от матери - она тоже любила свой лесной край безмерно. Начала брать с собой дочурку по грибы, ягоды или просто погулять, любуясь родной природой, когда той исполнилось пять лет. Но домашние дела не всегда давали возможность матери бывать в лесу, а маленькой Саше очень того хотелось. Стала ходить с подружками. Однажды девчушки увидали неподвижный, словно окаменевший силуэт старушки, шибко испугались и с криками "Привидение!" кинулись домой. Напугалась, конечно, и Саша, но убегать не стала. Преодолев страх, она подошла к "привидению" и поразилась своему воображению. То, что напугало малышей, оказалось обычным березовым пнем. Но как он походил на старушку! До сих пор память Александры Андреевны рисует этот пень в подробностях: изогнутый ствол - горб бабушки, сползшая с него трубой береста - юбка, задравшаяся на макушке кора - косынка. Были еще у "привидения" руки, державшие корзинку, которые оказались повисшими сучьями.
Этот случай позволил будущей путешественнице сделать вывод, ставший для нее правилом: "Если не хочешь видеть привидение, то этого никогда не случится. А коль поверил в какую-нибудь силу, то эта чертовщина будет сопровождать тебя на протяжении всей жизни". С тех пор стала ходить в лес одна. Сначала недалеко от дома, но с возрастом маршруты путешественницы стали удлиняться. Порой уходила туда, куда, как говорится, Макар телят не гонял. Узнала грибные и ягодные места, в какое время года и в какую сторону следует идти за теми или иными дарами леса. Лишнего никогда не брала - это главное правило лесных жителей. Как-то увлеклась сбором черники, набрала ведро и сумку. Ноша оказалась тяжеловатой, но сборщица домой возвращалась довольная. Шла, пьяная от счастья, и не заметила, как сбилась с пути. Плутала очень долго, только к полуночи она, наконец, вышла на знакомую дорогу. Дома мать ее упрекнула: "Взяла лишнее! Надо думать и о братьях наших меньших, им пища эта тоже требуется".
Интересовалась путешественница и лечебными травами. Родители, видя у дочери "нездоровый" интерес к лесу, пытались ее образумить: "Стыдно нам за тебя, погляди на своих сверстниц, никто в одиночестве в лес не ходит. Не ровен час, набредешь на медведя или волка (в послевоенные годы звери эти были не в редкость) - раздерут". И подруги путешественницу не понимали: шептались за спиной, а то и крутили пальцами у виска, мол, ненормальная. У молодежи тогда было повальное увлечение: плясали под гармонь модную в те времена "Бряночку". Мать этих плясунов ставила своей дочери в пример.
А Саша не мыслила свою жизнь без общения с природой. Уходила в лес даже затем, чтобы почитать интересную книгу. К школьным экзаменам она готовилась тоже в лесу, говорит, там покой и есть простор душе. К удобствам всегда была нетребовательна, пень или поваленное дерево в качестве сиденья вполне ее устраивали. Поэзия странствий увлекала девушку все больше...
Особая страница лесной жизни Александры Бабаевой - змеи. Сказывает, куда бы ни пошла, везде на них натыкается. Конечно, в этих местах животных немало, родители видели медведей, сама встречалась с волками, лосями, лисами и многими другими зверями, но вот змеи... Преследуют они ее с детства. Как-то блуждая с матерью по лесу, она ее ослушалась, ушла далеко вперед и не заметила, как очутилась на поляне, кишащей змеями. Они грелись на солнышке, а девочка, не понимая, насколько опасно быть рядом с этими существами, стала их внимательно рассматривать - уж очень узор у них был затейливым. Родительница, подойдя к поляне и увидев свою дочурку в окружении полчищ гадюк, взмолилась к Богу: Господи, спаси безгрешное чадо! Но девочка как ни в чем не бывало оставила общество змей и виновато подошла к матери. В стороне от страшного места та осмотрела дитя и подивилась: ни одного укуса!
Змей в мещерских лесах всегда было много. Даже сейчас, при стремительной деградации природы, гадюки продолжают оставаться процветающим видом. Они все еще благоденствуют в нашем рязанском крае, и под Борисковом их хватает: низинные болотистые леса, поляны, забытые сенокосные угодья - как раз то, что уважают гадюки. Встречаются они даже на заброшенных огородах, заползают в сени, проникают в подвалы. Был тут случай, когда змея устроилась подремать в пустой бочке, стоявшей в сарае.
Встречает этих существ Александра Андреевна часто, гораздо чаще, чем другие жители села. Мистики, конечно, тут нет никакой - в лес она ходит тоже чаще других, практически ежедневно.
Отношение к змеям у жителей села Борисково особое. По их поверью, если повстречаешь гадюку, ее необходимо засечь хворостиной до смерти, дескать, Господь простит за это 14 грехов, а коль не убьешь, столько же прибавит. Конечно же, это полный бред, сказывала мне Александра Андреевна, но что удивляет, многие старожилы верят в эту чушь до сих пор. Как объяснить людям, что змеи в природе - существа нужные и полезные. Их стоит уважать хотя бы за то, что они уничтожают мышей, заползая к ним в норы.
Бабаевой известно место, куда гадюки сползаются на зимовку, в иные годы ступить бывает негде, столько их там собирается. Но из-за враждебного отношения к ним, вызванного предрассудками, место никому не показывает, - могут пожечь. И все же случаи укуса змеями, к сожалению, случаются, хотя и очень редко. Смертельных исходов тут, правда, никто не помнит. Раньше жила в селе старенькая бабушка Фекла, которая могла змеиные укусы заговаривать. Нужно было только вовремя к ней обратиться, то есть сразу. Вроде бы помогало. Но вот какой парадокс: когда змея укусила пятилетнюю правнучку бабушки, она к заговору предпочла не прибегать, перестраховалась - пострадавшую немедленно отвезли в больницу. Заинтересовала меня и философия Бабаевой. Она уверяет, что змеи кусают только плохих, бессердечных и бездушных людей. Случай с пятилетней девочкой, по ее мнению, - исключение. Саму же змеи никогда не трогали, хотя в ее жизни было достаточно случаев, когда покусать ее могли бы. Но, как говорится, Бог миловал.
Сейчас Александра Андреевна на пенсии, на этой неделе ей исполнилось семьдесят лет. Позади годы работы. Трудилась она в Рязани изолировщицей коммуникационных труб, а будучи на пенсии, подрабатывала в охране на ламповом заводе. Была замужем, но муж умер от какой-то болезни. Каждые выходные приезжала она из города в Борисково, чтобы отправиться в лес. Очень скучала по родной природе. Сейчас живет в селе оседло, как и прежде - в родительском доме. Из Рязани к ней на выходные приезжают погостить и отдохнуть в родном крае от нескончаемой городской суеты дочь и два внука. До сих пор непоседливая путешественница ходит в лес - без него прожить не может и дня. Как и в молодости, может за день пройти до сорока километров. Лес не только кормит странницу, но и лечит. Стоит ей пообщаться с природой, и все болезни отступают. Змей встречает постоянно. Недавно, например, ожидая маршрутку, она присела на пенечек и ахнула: в полуметре от ее ног, свернувшись клубком, дремала гадюка. Есть в селе церковь. Но я не спросил: ходит ли? Думаю, чаще она ходит в лес, нежели в храм, потому как духовные ее исканья лежат в общении с родной природой. Александра Андреевна полагает: лес, если он пленит, то это на всю жизнь.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет